Дух прославленного Иисуса

О Духе, делающем прославленного Иисуса доступным для человека

Господь Иисус — это уникальная, чудесная личность, потому что Он и Бог, и человек. Когда Он был на земле, множество людей устремлялись к нему, потому что Он являл божественно-человеческую жизнь. Не только Его могущественные божественные деяния привлекали людей, их также трогало Его человеческое сострадание и сочувствие. Казалось бы, можно пожалеть о том, что Он умер и покинул земную сферу, потому что земля никогда еще не была благословлена такой благодатной личностью, как Иисус Христос. Но Он также уникален и чудесен тем, что воскрес из мертвых. Он живет сегодня, по-прежнему полностью обладая Своей божественной природой и Своей человеческой природой. Но теперь Он уже больше не ограничен кратким отрезком времени две тысячи лет назад и узкой полоской земли вдоль реки Иордан в Палестине. Все, чем Он является, теперь стало навечно и во вселенском масштабе доступным через Духа, потому что, как сказано в Библии, этот последний человек, последний Адам стал «Духом животворящим» (1 Кор. .15:45). Животворящий Дух — это прославленный, уникальный и чудесный Иисус, сделавшийся доступным человеку как жизнь. Жизнь, которую дает Дух, — это божественная и человеческая жизнь прославленного Иисуса. До Его смерти и воскресения мы, люди, могли лишь с трепетом и благоговением созерцать этого чудесного Иисуса. Но теперь, благодаря Его смерти и воскресению мы можем принять в себя Его элемент и причаститься всего, чем Он является. То, что так привлекает в Иисусе, теперь может стать самой нашей жизнью, потому что Он доступен нам через Духа прославленного Иисуса.

«Дух»

В Евангелии от Иоанна Господь Иисус однажды провозгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было Духа (греч.), потому что Иисус еще не был прославлен» (7:37-39). Жажда — действительно лучшее описание человеческого состояния. Мы проводим свою жизнь в неутоленной жажде, которая побуждает совершать великие подвиги и глубоко безнравственные поступки. Жажда — это великий двигатель человеческих устремлений. Но Господне обетование жаждущим — это не просто питье, утоляющее жажду, но нечто большее — переполнение добродетелью, проистекающей из глубин нашего существа. Этим переполнением добродетелью, которое удовлетворяет человеческие желания, является просто Дух прославленного Иисуса в нас. В этих стихах Апостол Иоанн говорит, что «еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен». (Таков точный перевод греческого оригинала этого стиха, хотя некоторые варианты перевода ошибочно добавляют «не было на них», или «не было дано»). Безусловно, Дух Божий вечен и уже существовал до того, как Господь произнес эти слова. Так что тут говорится не просто о Духе Божьем, который как божественная Личность обладает божественной природой. Здесь под словом Дух имеется в виду Дух Божий, который теперь обладает также прославленной человеческой природой Господа Иисуса. Дух Божий, обладающий только божественной природой, существует вечно, но «Дух», обладающий и божественностью и человечеством Господа Иисуса Христа, появился только после того, как Иисус прославился через Свою смерть и воскресение. Именно благодаря «Духу» мы можем с избытком утолить свою жажду; «Дух», несущий нам божественность и человечество Христа Иисуса, действительно становится источником живой воды внутри нас, текущей реками ко всем, кто вокруг нас.

Дух Иисуса Христа

Поскольку Господь Иисус стал Духом, Новый Завет дает разные обозначения Духа: Дух Иисуса, Дух Христа, Дух Иисуса Христа. Эти обозначения имеют большое значение, так как они указывают на различные аспекты прославленного Иисуса, приходящего к человеку в качестве Духа. В Деяниях 16:7 (в соответствии с некоторыми греческими рукописями Нового Завета) мы читаем, что Дух Иисуса не допустил апостолов идти в некоторые места для дела благовествования. В этом контексте Дух назван Духом Иисуса, потому что Он несет Его верующим человечество, человеческое житие и смерть Иисуса. В своем христианском хождении мы, несомненно, нуждаемся в Его совершенном человечестве, Его безупречном человеческом житии и способности выдерживать страдания, которую Он обрел в Своей действенной смерти. В Послании к Римлянам 8:9-11 Апостол Павел говорит о Духе Христа, который дает жизнь нашим смертным телам. Здесь Дух назван Духом Христа, потому что божественность и воскресение Христа стали реальными для нас благодаря Ему. В Послании к Филиппийцам 1:19 Он назван Духом Иисуса Христа. Это означает, что для верующих Он является источником изобильного снабжения. В состав Духа Иисуса Христа входят Его человечество и смерть, а также Его божественность и воскресение. Следовательно, все, чем является Господь Иисус Христос, теперь доступно нам в нашей ситуации, потому что теперь Господь есть Дух (2 Кор. 3:17).

Дух жизни

Дух прославленного Иисуса также назван Духом жизни (Рим. 8:2), потому что Он несет нам божественную и человеческую жизнь Господа. Больше всего мы нуждаемся в вечной жизни. У нас, людей, есть жизнь, но это преходящая жизнь. Она омрачается болезнями и постоянной угрозой смерти. В Библии смерть названа последним врагом (1 Кор. 15:26), потому что из всех врагов, с которыми мы сражаемся, смерть — это главный и самый сильный враг. Только вечная жизнь может победить смерть, и жизнь Господа является такой жизнью. Фактически, Он Сам есть эта жизнь. Он не только вечная жизнь (1 Ин. 5:20), но и жизнь воскресения (Ин. 11:25), жизнь, которая не только прошла через смерть, но и покорила ее. Мы, верующие во Христа, можем наслаждаться Им как нашей жизнью и жизненным снабжением, потому что теперь Он — Дух жизни. Когда мы верой принимаем Его, мы принимаем Его как Духа жизни, который постепенно освобождает нас от смерти (Рим. 8:2). Господь Иисус чудесен в Своей божественности и человечестве, но благодаря Своей смерти и воскресению, Он обладает добродетелью даже в большей степени, чем это нужно нам, людям. Только Он прошел через смерть и победил ее, и победа Его воскресения заключена в Его Духе. Эта добродетель, побеждающая смерть, делает Его не только Духом жизни, но и, более того, животворящим Духом (1 Кор. 15:45). Он не только обладает жизнью воскресения, но и дает жизнь воскресения Своим верующим, чтобы они тоже были победителями смерти. Обитая в нас в качестве животворящего Духа, Христос исполняет в нас обетование Библии о смерти: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:26).

Дух как наша сущность, наша сила и власть

Когда Господь Иисус был на земле. Он наслаждался Духом в двух особых аспектах. Во-первых, поскольку Он был зачат и родился от Святого Духа (Мф. 1:20; Лк. 1:35), Он имел в Себе Духа как Свою сущность. Во-вторых, Дух был на Нем как Его сила и власть (Мф. 3:16; 12:28). Когда Иисус прославился через Свою смерть и воскресение и стал «Духом», эти два аспекта Духа стали доступными и для нас. Вечером дня Его воскресения Господь Иисус явился Своим ученикам и вдохнул в них Святого Духа (Ин. 20:22); тем самым в них вошел Дух в качестве их жизненной сущности. Затем, пятьдесят дней спустя, в день Пятидесятницы, на них сошел Дух, чтобы облечь их силой и властью (Лк. 24:49; Деян. 2:4). Мы, верующие во Христа, принимаем Духа в этих двух аспектах: внутренне Он является нашей жизнью, а внешне — нашей силой и властью. Аспекты Духа, которыми Иисус наслаждался в Своей земной жизни, стали доступными для нас благодаря Духу прославленного Иисуса.