Бог

Во вселенной нет ничего, что может сравниться с уникальным Богом. Нам, людям, трудно постичь, насколько чудесен Бог. Мы ограничены во времени, а Он вечный. Мы ограничены в пространстве, а Он вездесущий. Мы ограничены в своем понимании, а Он всезнающий. Он выше наших лучших мыслей о Нем, и Его пути намного превосходят наши пути. Из-за своей ограниченности мы зачастую навязываем Ему свои человеческие стандарты и судим о Нем на человеческом уровне; но Он — божественный и вечный, и Его стандарт — не наш стандарт. Многие люди винят Бога в тяготах человеческого существования и с горечью спрашивают: «Если Бог такой любящий, почему Он допускает все это?» Но, возможно, по незнанию, они ожидают, что Бог будет подобен человеку, и не могут понять, что наши несчастья отражают то, насколько нам не хватает подобия Божьего. Если рассмотреть Его таким, какой Он есть, а не каким Он по нашему мнению должен быть, то мы обнаружим, что во всех аспектах Своего существа Он, и один только Он, благ, прав и справедлив. В Своей личности. Своей природе и Своих качествах, в Своем проявлении и в Своем деле Он действительно намного превосходит всех. К счастью. Бог существует!

Его личность

Что можно знать о Боге, раскрыто в Библии. Библия — это единственная запись, данная Богом о Самом Себе и Своих делах. Без Библии у нас не было бы ничего, кроме человеческих мнений о Боге, не заслуживающих доверия по причине ограниченности человека. Но если мы признаем Библию и будем верить ей как Божьему свидетельству о Самом Себе, у нас будет ясный путь к познанию Его. Согласно Библии существует только один Бог. Это исповедовали древние иудеи, это также исповедуют современные верующие: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4), и: «Нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4). В то же самое время чистое откровение Святого Писания свидетельствует о том, что Бог троичен: Отец, Сын и Дух. Наш рациональный разум недоумевает: «Как же Бог может быть един и троичен?» Но Бог превосходит человеческое понимание. Поскольку Он — Бог, Его существо ставит в тупик наше человеческое мышление. В Своем существе Он триедин — «три-один». Все Трое есть Бог, все Трое равны и все Трое вечны. Но не следует думать, что существуют три Бога; напротив, божественная истина заключается в том, что эти Трое различимы, но совершенно неразделимы. Отец, Сын и Дух взаимно обитают друг в друге (Ин. 14:9-10; 8:29; Лк. 4:1). Где Отец, там Сын и Дух. Видя Сына, мы видим Отца и Духа. Когда к нам приходит Дух, Он приносит нам Отца и Сына.

Поскольку Бог триедин, Он может прийти к человеку и раздавать Себя в нас. Апостол Павел говорит о Триедином Боге как о Боге, которого мы переживаем: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13). В Своей Троице Бог Отец приходит к человеку как источник любви, средоточенный в благодатном Христе, которым можно наслаждаться, и реализованный посредством сообщающего и передающего Духа. Хотя Бог такой таинственный и чудесный. Он доступен человеку, потому что Он триедин.

Его природа и качества

В Библии есть три коротких предложения, которые раскрывают нам Божью природу: «Бог есть Дух» (Ин. 4:24), «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8; 16) и «Бог есть свет» (1 Ин. 1:5). В них говорится не о том, на что похож Бог, а о том, чем Бог является. Он не просто духовен, но Он Дух, не просто любящий, но Он сама любовь, и не просто находится в свете, но Он сам свет. Следовательно, если мы можем иметь Бога, — а мы это можем, — то у нас могут быть Дух, любовь и свет. Они удовлетворяют самые насущные нужды человека. Человеческая этика и нравственность не сравнятся с тем, что Бог предлагает в Своем спасении человеку, потому что, принимая Его, мы становимся причастниками того, чем Он является по Своей природе (2 Пет. 1:4), — мы причащаемся Его как Духа, света и любви.

Божья природа проста, но Его качества многообразны. Библия приводит нам длинный перечень качеств, которыми обладает Бог. Вот только некоторые из них: мы знаем, что Он живой (Втор. 5:26; Евр. 9:14), святой (Ис. 6:3), праведный (Отк. 15:3), верный (1 Кор. 1:9), мудрый (Рим. 14:26), милостивый (Рим. 9:16), сострадательный (Рим. 9:15), беспристрастный (Рим. 2:11), неизменный (Иак. 1:17), славный (Деян. 7:2), увенчанный честью (Отк. 5:13), величественный (Иуда 25), могущественный (Еф. 1:19) и державный (Отк. 1:6). Он есть благодать (Еф. 2:7), мир (Рим. 16:20), радость, надежда (Рим. 15:13), утешение (Рим. 15:5), благость, кротость, долготерпение (Рим. 2:4) и терпение (Рим. 15:5). И все это не исчерпывает того, чем Он является в Своих качествах. Такой Бог — наш Спаситель и, будучи нашим спасением, Он желает наделить нас этими богатствами.

Его проявление

Бог такой чудесный, но таинственный. Тем не менее, Он явил Себя человеку. Сначала Он сделал это в личности Иисуса Христа. Апостол Иоанн пишет: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Во Христе вся полнота Божества обитает телесно (Кол. 2:9), то есть Бог полностью средоточен во Христе. Христос является индивидуальным проявлением и выражением Бога. Но Бог также проявлен совокупно. Бог поставил Христа «выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22-23). Христос — это индивидуальное проявление Бога, а церковь как Тело Христово — это совокупное проявление Христа. Таким образом, в церкви Бог проявляется совокупно. Наконец, в грядущей вечности Бог проявится в Новом Иерусалиме, окончательной взаимной обители Бога и человека. Это навеки станет завершенностью Его совокупного выражения. В духе Апостол Иоанн получил видение этого совокупного проявления: «И увидел я новое небо и новую землю… И я… увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Отк. 21:1-3). Этот город обозначает, что Бог будет полностью проявлен через Христа и Его искупленных людей.

Его дело

Наш Бог — Бог работающий. Об этом свидетельствовал Господь Иисус: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). В вечности в прошлом Бог составил Свой план, Свое домостроительство, и избрал верующих, чтобы они были святыми (Еф.1:4). Их Он предопределил к сыновству (Еф. 1:5). Еще до основания мира Бог определил путь искупления для человека (Деян. 2:23; 1 Пет. 1:19-20). Во времени Бог сотворил вселенную, и, в частности, сотворил человека для Своего замысла. На протяжении многих тысяч лет Он воздействовал на человека, сначала на Адамов род в целом, а потом на избранный род — иудеев, потомков Авраама. Наконец, Он Сам пришел как человек. Через воплощение Он начал новое домоустройство, в котором слился с человеком и живет через него. В Своем человечестве Он пошел на крест и умер за наши грехи; затем, спустя три дня. Он воскрес из мертвых (1 Кор. 15:3-4). Тем самым свершилось вечное искупление за нас (Евр. 9:12). На основании этого искупления Бог теперь прощает (Еф. 4:32), оправдывает (Рим. 3:24), примиряет (Рим. 5:10) и возрождает (1 Пет. 1:3) всех, кто верит в личность и дело Христа. Сегодня Он освящает верующих (1 Фее. 5:23) и ведет их как Своих сынов в славу (Евр. 2:10). В вечности в будущем искупающий Бог будет управлять новым небом и новой землей, и от Его престола будет течь река жизненного снабжения для всех Его искупленных людей (Отк. 22:1). Он будет навеки выражен через Своих искупленных людей, потому что эти люди будут нести славу Божью (Отк. 21:11). Таким образом, с помощью Своего дела Бог сотворит все новое (Отк. 21:5).

Божье спасение через Духа доступно всем, кто покается и уверует во Христа. Бог хочет, чтобы все люди вошли в столь великое спасение и наслаждались им.