Божественный дух

О Духе Божьем, Духе Иеговы и Святом Духе.

Что такое дух? Мы все знаем слово «дух» и каждый из нас понимает его по-своему. К сожалению, многие люди затрудняются дать определение термину дух, считая его чем-то метафизическим, чем-то находящимся вне сферы наших пяти чувств. В большинстве своем современные люди осмеивают духовную сферу, предпочитая приписывать все это верованиям «непросвещенных» культур, древним или «примитивным» обществам. Это достойно сожаления, так как в Библии говорится: «Бог есть Дух» (Ин. 4:24); Верховное Существо — это

Дух

Но что имеет в виду Библия, когда говорит, что Бог есть Дух? Слово дух этимологически связано со словом «дыхание». Слова, соответствующие слову дух, в языках, на которых писалась Библия, — древнееврейском и греческом — также происходят от слов, имеющих значение «дышать». Безусловно то, что для человеческого существования дыхание имеет первостепенное значение. Очень важно, что Бог раскрыл Себя человечеству в качестве Духа, показывая этим, что Он так же необходим для существования человека, как дыхание. Но с другой стороны, как Дух Бог чудесным образом доступен для человека — доступен, как воздух, которым дышит человек. Никто не должен оставаться без Бога, потому что Он доступен всем, кто будет «вдыхать» Его. Уяснив, что Бог как Дух важен и доступен для человека, мы должны рассмотреть, что Библия говорит нам о Боге Духе. Откровение в Библии о Боге Духе — это не просто доктрина для религизных философов; это скорее благая весть о Божьей доступности для человека. Бог — это Божественное Существо, и Бог — это доступный Дух. Следовательно, божественная природа Бога доступна для того, чтобы человек причащался её. Как сказал Апостол Петр, мы, верующие во Христа, можем стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Это происходит благодаря тому, что Бог является Божественным Духом.

В Библии Бог Дух называется по-разному, но здесь нам нужно рассмотреть лишь три Его титула, чтобы увидеть Божью доступность. Все эти три титула говорят о Нем как о Божественном Духе, и они показывают нам один из аспектов Его существа, имеющий огромное значение для человека. В Библии у Божественного Духа среди многих титулов есть такие: «Дух Божий», «Дух Иеговы» и «Святой Дух». Эти три титула многое говорят нам о том, какие взаимоотношения Бог намеревается установить с человеком, и по этой причине заслуживают нашего внимания.

Дух Божий

В соответствии с откровением Библии, Бог триедин, то есть одновременно и един и троичен. Это выше человеческого понимания, что естественно, когда речь идет о Боге. Есть только один Бог (Втор. 6:4; 1 Кор. 8:4), при этом Он — Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19; 2 Кор. 13:13). Эти различия представляют собой не богословскую сложность, а божественную реальность. Отец — это Бог как источник в Троице, Сын — это Бог как выражение Троицы, а Дух — это Бог как передача и реализация Троицы. Бог — это не только самосущее Существо, но и Божественное Существо, чудесным образом становящееся доступным нам. Его творениям, в качестве Духа. Дух Божий — это Бог, достигающий нас и применяющий Себя к нам в качестве нашей доли и нашего снабжения. Термин Дух Божий — это обычное обозначение Бога в Библии, но он встречается, главным образом, в Ветхом Завете. В самом начале Библии говорится о Духе Божьем в Божьем творении: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Когда Бог начал восстанавливать вселенную из хаотического состояния, Он двигался как Дух Божий. На протяжении всего Ветхого Завета Дух Божий присутствует всегда, когда Бог приходит к человеку и применяет Себя к ситуации человека.

В Новом Завете случаи упоминания Его титула Духа Божьего еще более конкретно связаны с применением Его божественности к ситуации человека. Он — Дух Божий, потому что Он — Дух Божественного Существа, который несет Его божественность человеку и применяет ее к ситуации человека. Апостол Павел говорит: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9). Верующие во Христа уже не просто плоть, они теперь так же духовны, как и Бог, потому что в них живет Дух Божий — Дух, несущий им божественную сущность. Уже одно это — радостный факт: Дух Божий, несущий человеку божественную сущность, возвышает человека над плотским состоянием и делает его причастником божественной природы Бога.

Дух Иеговы

В Ветхом Завете есть и другое особое обозначение Бога как Духа — «Дух Иеговы»(в Синодальном переводе — «Дух Господень»). Иегова, что означает «Я есмь Сущий», — это личное имя Бога, открытое Моисею перед тем, как дети Израиля были выведены Богом из Египта. Только люди, избранные Богом и заключившие с Ним завет, знали Его как Иегову. Следовательно, Иегова обозначает Бога в Его личных взаимоотношениях с Его избранным народом, а Дух Иеговы обозначает Бога как Духа, который приходит к человеку в этих личных взаимоотношениях. Пророк Исаия говорил о Духе Иеговы, который почиет на грядущем Мессии, грядущем Христе, когда Он придет восстановить Израиль, Свой избранный народ (Ис. 11:1-16). Как Дух Иеговы Бог еще ближе к Своему народу, чем как Дух Божий. Будучи таковым, Он не только Божественный Дух, но и Дух всего, чем является Бог, что Он завещал Своему избранному народу и применял к нему. Опять-таки, как Дух Иеговы Бог достигает человека и применяет Себя к человеку как долю и снабжение человека.

Святой Дух

Наверное, самый чудесный титул Бога Духа — это Святой Дух. Этот титул встречается исключительно в Новом Завете. (Три случая упоминания «Святой Дух» в Ветхом Завете — Пс. 50:13; Ис. 63:10 и 11 — следует переводить более точно как «Дух святости».) Святой Дух впервые упоминается, когда Бог прищел, чтобы подготовить предтечу Господа Иисуса — Иоанна Крестителя (Лк. 1:15) и подготовить тело для Господа Иисуса (Лк. 1:35). Следовательно, Святой Дух связан с воплощением Бога в человеке. Мы часто понимаем святость как религиозную набожность, но применительно к Богу, святость — это уникальное качество Бога, которое отделяет Его от всего остального. Один только Бог свят (Отк. 15:4), потому что Он уникален в том, кем Он является. Все во вселенной имеет что-то общее со всеми другими вещами, по крайней мере, все сотворено Богом. Но Бог уникален. Уникальным Его делает Его святость. Святой Дух — это Бог Дух, который приходит к человеку, чтобы применить к нему святую, божественную природу Бога, чтобы человек стал свят, как и Бог. В воплощении Христа благодаря Святому Духу Бог стал человеком. Богочеловека Иисуса Христа часто называли Святым (Ин. 6:69; Деян. 2:27; Мк. 1:24; 1 Пет. 1:15), потому что, будучи зачатым и рожденным от Святого Духа (Мф. 1:20), Он тоже был свят. Святой Дух действует в верующих, снабжая их Божьей природой и также делая их святыми. Апостол Павел говорит о Божьем намерении сделать верующих святыми, когда пишет: «Он избрал нас… чтобы мы были святы… предопределив усыновить нас» (Еф. 1:4-5). Верующие во Христа были избраны, чтобы быть святыми, то есть чтобы иметь божественную жизнь Бога и святую природу и, следовательно, быть сынами Божьими.

Для всех верующих во Христа и покаявшихся в своих грехах Бог доступен как Дух. Он доступен, как воздух, которым мы дышим, и Он желает сделать людей святыми, как и Он свят. Когда мы открываемся Ему как Святому Духу, Он входит в нас и несет нам божественную жизнь Бога, возрождая нас и даруя нам Свою святую природу, чтобы мы были подобны Ему.